МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД №33" ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Познавательное развитие детей

Как формируется психика?

🦋Психические способности человека не врождённы и наличие человеческого мозга не самое главное условие развития.

❗Психика не заложена в мозге или организме ребёнка, она не развивается без особых культурных условий жизни, чему примером служат случаи детей-«маугли». Однако только дитя Homo sapiens может стать человеком, благодаря чрезвычайной пластичности мозга, которая обеспечивает психическое развитие. У животных большая часть мозгового вещества уже «занята» к моменту рождения инстинктами. А мозг ребёнка открыт для нового опыта и готов принять то, что даёт ему жизнь и воспитание. У животных процесс формирования мозга заканчивается к моменту рождения, а у людей продлевается до 7-8 лет и зависит от условий жизни и воспитания ребёнка.

❗Эти условия не просто «заполняют пустые страницы» мозга, но и влияют и на само строение. Поэтому ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ ГОДЫ ИМЕЮТ ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ КАРДИНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. И основную роль в этом процессе играет взрослый, поскольку именно он передаёт ребёнку культурно-исторический опыт. Закон развития высших психических функций, открытый Л.В. Выготским (известный психолог), заключается в том, что всякая психическая функция первоначально существует в пространстве взаимоотношений ребёнка и взрослого и только впоследствии становится достоянием самого ребёнка, его собственными индивидуальными способностями.

☝️ Сам процесс развития психики происходит на протяжении всей жизни человека и в любой момент возможны качественные переломы во взглядах на мир, появление новых потребностей и новых форм деятельности. "Детская психология" (Е.О. Смирнова)

Главное условие психического развития ребёнка

🦋Главным условием психического развития ребёнка является общение со взрослым, которое на протяжении детского возраста развивается и приобретает разные формы:  1)ситуативно-личностная;
2)ситуативно-деловая;  3)внеситуативно-познавательная;  4)внеситуативно-личностная (М.И. Лисина).

🔸️Ситуативно-личностная характеризуется непосредственным эмоциональным общением ребенка со взрослым и типична для первого полугодия жизни младенца.
🔸️Вторая, ситуативно-деловая, характеризуется сотрудничеством со взрослым при освоении действий с различными предметами, в игре и т. д. Взрослый выступает для ребенка как участник совместной деятельности, и соответственно на первый план выходят его деловые качества и умения. Фактически данный вид общения опосредствован совместными предметными действиями. Ситуативно-деловое общение в основном характерно для детей до 4 лет.
🔸️Внеситуативно-познавательная форма общения знаменуется первыми познавательными вопросами ребенка, адресованными взрослому. На этом этапе развития общения взрослый становится для ребенка источником новых знаний, не всегда привязанных к конкретной ситуации. Эта форма общения преобладает в возрасте 4-5 лет. По мере взросления старших дошкольников все больше начинают привлекать события, происходящие в мире людей, а не вещей. Человеческие отношения, нормы поведения становятся важным моментом в содержании общения ребенка со взрослым. Так рождается наиболее сложная в дошкольном возрасте.
🔸️Внеситуативно-личностная форма общения, обычно складывающаяся лишь к концу дошкольного возраста. «Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его признании и уважении. Однако для ребенка становится очень важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является отличительной особенностью данной формы общения. Общность взглядов и эмоциональных оценок со взрослым является для ребенка как бы критерием их правильности. В рамках этой формы общения у детей складывается различное отношение к людям. (Е.О. Смирнова "Детская психология").

Сенситивные периоды развития ребёнка

🌞Сенситивный период ("sensitive"-чувствительный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчивый)- это период особой внутренней чувствительности организма к определённым внешним воздействиям. Данное понятие было перенесено М.Монтессори из биологии.

🌼Именно в эти периоды ребёнок легко приобретает важные для своего развития знания, умения, навыки.
✴Сенситивные периоды длятся определённое время и проходят безвозвратно независимо от того, удалось ли ребёнку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-то своих способностей. 👆Яркий пример- дети-маугли, отрешённые от общества до 5-6 лет, например. Сенситивный период завершён, и несмотря на огромные усилия взрослых, не удаётся научить их говорить. Не удаётся привести к полноценному развитию.
С.периоды универсальны и возникают у всех детей, несмотря на национальность культуру,темпы развития и т.п.
С.периоды уникальны- у каждого ребёнка своя длительность.

❗Почти все сензитивные периоды протекают до 6 лет.
🌼Перечислим основные периоды:
🔸️0-6лет -развитие речи;
🔸️0-3года-восприятие порядка;
🔸️0-5,5 - сенсорное развитие;
🔸️0-4 -развитие движений и действий;
🔸️2,5- 6 лет- социальные навыки (эмоциональное развитие, усвоение форм общения с окружаюшими).

❗Очень важно именно в сензитивный период обучать ребёнка тем или иным умениям.
🌼🌼🌼Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдёт без пользы для ребёнка, вернуть который уже будет невозможно.