МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД №33" ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Эмоциональный интеллект

Что такое эмоциональный интеллект?  (EQ)

 

    Несомненно, каждый родитель желает, чтобы его ребенок имел крепкое здоровье, высокую успеваемость, благоприятные отношения с окружающими, в будущем смог благополучно создать создать свою семью и жить счастливо.

    Для того, чтобы жизнь ребенка сложилась подобным образом, от родителей требуется осознанное родительство. Это не только забота и любовь о ребёнке, не только передача своего опыта и знаний, но еще и целенаправленная деятельность по развитию эмоционального интеллекта ребенка, начинающаяся с самого раннего возраста.

  Эмоциональный интеллект – это совокупность навыков понимания своих и чужих эмоций, намерений, желаний и мотивов, умение управлять ими и использовать в конкретных целях.

     В нашем обществе довольно долго игнорировались чувства детей в воспитательном процессе. Из поколения в поколение родители старались донести до детей знания, ценности, нормы и правила, особо не интересуясь, какие при этом эмоции испытывают дети.

 Понятие эмоционального интеллекта новое для психологии и педагогики. Оно связано с работами зарубежных педагогов и психологов 90-х гг. ХХ в.: Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Гоулмана.  В отечественной психологии и педагогике проблему развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте исследовали А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др. 

Давайте глубже разберемся, что такое эмоциональный интеллект.

Важно отметить, что понятие «эмоциональная сфера человека» шире понятия «эмоциональный интеллект». Оно включает, помимо эмоций, аффекты, чувства, настроение и эмоциональные состояния.

Аффекты – сильные, относительно кратковременные эмоциональные переживания, возникающие внезапно и «мимовольно». Они не контролируются ребенком (например, аффекты гнева или страха).

Эмоции – более длительные по сравнению с аффектами эмоциональные переживания. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т. е. выражают личную оценку, отношение человека к складывающейся ситуации и своим проявлениям в ней. Например, вы пригласили ребенка посмотреть мультфильм. В одной ситуации это вызовет у него радость. В другой – если его отрывают от игры или друзей – неудовольствие.

Чувства – устойчивые эмоциональные переживания («эмоциональные константы»), независимые от ситуации. Они направлены:

  • на человека (любовь к матери, ребенку, близкому человеку и т. д.);
  • объект (любовь к Родине, природе родного края, конкретным видам и предметам искусства – живописи, музыке, кинематографии и т. д.);
  • деятельность (любовь к занятию спортом, пению, рисованию, чтению, изучению предмета в школе, определенной профессиональной деятельности).

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства не даются ребенку с рождения. Они могут быть только воспитаны, приобретены им в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой либо не развиться под влиянием ущербного, неразвитого или непросвещенного окружения. При этом они лежат в основе развития благородной, социально активной и ответственной личности.

Воспитание интеллектуальных чувств – любви к познанию – основа познавательной активности человека, его готовности учиться, изучать, исследовать и созидать.

Эстетические чувства – любовь к прекрасному, наслаждение прекрасным – дают человеку неисчерпаемый источник позитивных эмоций, обогащают его жизнь, поднимают настроение, способствуют творчеству. Такие социальные чувства, как уважение к людям, уважение и принятие самого себя, нравственные чувства – основа успешного взаимодействия в социуме.

Настроение– общий, фоновый эмоциональный настрой человека.

Как видим, эмоциональная сфера человека – сложная система эмоциональных переживаний. Эмоции в этой системе – важная, но не единственная составляющая. Поэтому понятие «эмоциональная сфера» более широкое. А эмоциональный интеллект при этом является линией тактики, формирующей у ребенка умение справляться с эмоциями (собственными и других людей) в конкретной ситуации.

Эмоциональный интеллект тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен, менее подвержен развитию психосоматических заболеваний, следовательно, способен к созданию крепких здоровых отношений и счастливой семьи. Успех в личной и социальной сферах жизни на 80% определяется уровнем развития EQ, и лишь на 20% — уровнем классического интеллекта (IQ).

Эмоциональный интеллект не развивается сам по себе, врождённо. Его нужно развивать и, прежде всего, это задача родителей.

Джон Готтман и  Джоан Деклер в свое работе «Эмоциональный интеллект ребенка»  среди родителей, которые не умеют развивать у своих детей эмоциональный интеллект, выделили три типа:

Отвергающие — это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком («Подумаешь, игрушка сломалась, не надо плакать из-за ерунды»).

Неодобряющие — это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать («Хватит реветь, ты уже большой, терпи!»).

Невмешивающиеся — они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей («Ты расстроился, поплачь»).

Дети вышеописанных родителей не умеют говорить о своих чувствах, не способны контролировать собственные эмоции (агрессию, раздражение, радость, обиду), не умеют сочувствовать и сопереживать другим людям, не склонны к компромиссам, не принимают во внимание интересы других людей.

В книге «Эмоциональный интеллект» вы сможете не только подробнее об этом почитать, но и пройти тест для определения, к какому типу родителя относитесь.

Рассмотрим родителей, которые умеют осуществлять эмоциональное воспитание. Они понимают, какую эмоцию испытывает ребенок; считают эмоции возможностью для сближения и обучения; сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка; помогают ребенку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает; вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.

Джон Готтман предложил родителям 5 шагов для целенаправленной работы по эмоциональному воспитанию ребенка:

1) понять эмоцию ребенка;

2) отнестись к эмоции как к возможности для сближения и обучения;

3) сочувственно выслушать ребенка и подтвердить обоснованность его чувств;

4) помочь ребенку правильно назвать свои эмоции;

5) обозначить пределы переживаний, одновременно помогая решить проблему.

Ребенок в такой семье растет с чувством, что его понимают, ему сопереживают, что его эмоции значимы; умеет контролировать себя, свои эмоции, сознательно влиять на них. Со временем развитый эмоциональный интеллект укрепит уверенность в себе, научит самовыражению, позволит быстрее принимать решения, а также хорошо разбираться в людях.

Огромное значение для развития эмоционального интеллекта играет так же пример родителей. Например, если ребенок видит, как родители горячо спорят, а потом мирным путём улаживают свои разногласия, он получает ценный урок по разрешению конфликтов и выдержке в отношениях между любящими людьми. Если семья переживает горе или отчаяние, поддерживая и утешая друг-друга при этом, ребёнок учится справляться с горем.

Таким образом, высокий эмоциональный интеллект – залог счастливой жизни ребенка в будущем и именно родители играют важную роль в его становлении. Опираясь на вышесказанное, выделим ряд рекомендаций, которые помогут родителям в эмоциональном воспитании.

Рекомендации для развития эмоционального интеллекта у детей 

   

1.Создайте дома безопасную среду. Это место, где ребёнка примут всегда с пониманием и любовью, выслушают, будут сопереживать его горю или радоваться вместе его успехам.

2. Постоянно разговаривайте с ребенком с первых дней жизни. Задавайте ребёнку вопросы, интересуйтесь тем, что он чувствует. Это поможет малышу прислушиваться к себе, своим эмоциям, а также проговаривать их. («Ты расстроился из-за того, что Ваня так сказал», «Ты сейчас очень рассержен» и т.п.).

  3. Расширяйте словарь эмоций ребёнка. В возрасте 3-5 лет учите понимать значение слов, которые обозначают оттенки базовых эмоций (радость, грусть, злость) и выражать их в конкретной ситуации. В возрасте 5-7 лет знакомим с более сложными эмоциями (интерес, удивление, страх, обида).

    4. Рассказывайте ему сказки, читайте стихотворения, потешки или пойте песенки. Фольклор сочетает в себе полезные знания, интересный сюжет и яркие эмоциональные события. Старайтесь обсуждать сказки и мультфильмы, интересуйтесь у малыша, почему герои поступили определенным образом, кто прав, как нужно было поступить и т. д.

    5. Читайте в том числе и специальные терапевтические книжки для проработки определённых эмоций. Отлично подходит для малышей 2-3 лет серия книг Елены Ульевой, для детей постарше можно взять «Где живут эмоции» Виктории Шиманской с практическими заданиями внутри. Не менее важно чтение обычных сказок и историй, ведь в каждой из них герой переживает определенный набор эмоций и реагирует на них. 

6.Учите не подавлять негативные эмоции, а выражать их безопасным способом. Не запрещайте испытывать чувства. Плакать, злиться, грустить, бояться – это нормально, все мы это испытываем время от времени. Ваша задача – быть рядом во время этих эмоций и научить с ними справляться.

  7. Показывайте личный пример. Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Вы часто говорите ребёнку, что вы сейчас испытываете? Вот только небольшое количество примеров: «Этот пирог такой вкусный, я ем его с большим удовольствием», «Я счастлива играть с тобой на улице», «Я люблю тебя», «Ты принесла очень красивую поделку, я так горжусь тобой», «Мне больно и я расстроилась, что ты меня укусил», «Я очень скучала по тебе, когда ты был в детском саду», «Мне грустно от того, что наша собачка заболела, я очень переживаю за его здоровье», «Мне брезгливо идти по илистому дну в речке, потому что это неприятные для меня ощущения».

 

Игры для развития эмоционального интеллекта

     

        

         

 

 

Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну эмоций"

 

19.05.2022 педагог-психолог Сабирова Э.С. вниманию педагогов представила "открытое" занятие «Путешествие в страну эмоций» с детьми 5-6 лет, направленное на совершенствование компонентов эмоционального интеллекта детей.

 На занятии решались следующие задачи:

                            

 Образовательные:

  • закрепить умение узнавать и выражать основные эмоции (радости, печали, злости, страха),
  • учить отражать эмоциональное состояние с помощью мимики;
  • учить разрешать конфликтную ситуацию.

Развивающие:

  • совершенствовать развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развивать произвольное поведение, способность согласовывать свои действия с действиями сверстника при достижении игровой цели;
  • развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное и бережное отношение к своим сверстникам;

Для эффективного решения вышеперечисленных задач были использованы личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные и социо-игровые образовательные технологии. 

 

Посмотреть конспект занятия