МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД №33" ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Кейс-отзыв Сабировой Э.С.

Описание системы работы педагога-наставника Сабировой Э.С.
Я,Сабирова Э.С., являюсь наставником педагоговов: Алексеевой Е.С., Сапычевой В.С., Калиновской О.В. За время работы с педагогами формировались компетенции (психолого-педагогические, коммуникативные, предметные, методические)
1. Психолого-педагогические компетенции. В процессе формирования ИКТ-компетентности педагога создаются условия, способствующие поддержанию стремления к осмыслению личностной значимости приобретения указанной компетентности, потребности в реализации своего потенциала, стремлению в непрерывном профессиональном саморазвитии, через совместную, специально-организованную деятельность с наставником. Тем самым формируются следующие умения: -находить, отбирать, оценивать и демонстрировать информацию в сети Интернет - владение методиками создания собственного электронного дидактического материала, -умение устанавливать используемую программу на компьютер, умение пользоваться проекционной техникой; - составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде; - умение отбирать и использовать программное обеспечение для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.
2. Коммуникативные. Развитие умений педагогов пользоваться компьютером, различной офисной и цифровой техникой позволяет создать такие условия, при которых педагог не будет чувствовать скованности и недообученности во время коммуникации во взаимосвязях: педагог-ребенок; педагог-родитель; педагог-педагог.
Что в свою очередь, укрепляет его профессиональный статус в глазах родителей, педагогов и детей, а также укрепляет самоуважение. Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе средства ИКТ, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательном процессе детского сада.
3. Предметные. Использование на занятиях различных видов мультимедиа (фильмы, мультфильмы, презентации, игры и т.д.) позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности. Применение мультимедийных технологий на занятии имеют следующие достоинства:
1. Осуществляется полисенсорное восприятие материала;
2. Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
3. Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию, фильм, или мультфильм способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
4. Методические Благодаря овладению педагогом ИКТ, у педагога появляется желание не только создавать различные методические материалы, но и делиться ими в интернет-пространстве, участвовать в конкурсах, викторинах, как самостоятельно, так и совместно с воспитанниками.
Помимо этого, информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий, игр, заданий и прочего материала.
Этапы реализации программы
Процесс реализации программы состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности педагогов:
I этап – организационный
Задачи: 1. Диагностика и анализ профессиональных проблем педагогов.
2. Определение приоритетных направлений в организации обучения.
3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения.
На первом этапе изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению. Проводится мониторинг по выявлению профессиональных затруднений педагогов в организации образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий. Планируются педагогические условия и средства эффективного формирования профессиональной компетентности педагогических работников.
II этап – деятельностный
Задачи: Реализация плана-графика методических мероприятий. Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности педагогов посредством проведения комплекса обучающих мероприятий. Закрепление на практике профессиональных знаний и умений педагогов. На втором этапе воспитатели знакомятся с теоретическими аспектами изучаемой темы. Организуется комплекс практических обучающих занятий.
Процесс реализации программы проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных), с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.
Активные методы обучения, имитирующие элементы профессиональной деятельности, являются непременным условием успешной реализации разработанной программы, так как позволяют эффективнее формировать компетенции педагогов, лучше усваивать профессиональные знания, развивать интерес и желание заниматься педагогической деятельностью, создавать благоприятные условия для самопознания и адекватной самооценки. Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить педагогам возможность овладеть информационно-коммуникационными навыками и умениями. Решаются следующие педагогические задачи: - развитие творческого профессионального мышления; - развитие познавательной мотивации к деятельности; - профессиональное использование знаний в практических условиях: - овладение языком изучаемой проблемы.
III этап – обобщающий
Задачи: 1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами.
2. Обобщение опыта проделанной работы педагогов.
3. Определение перспективы и дальнейшего профессионального развития по совершенствованию информационно-образовательной среды в ДОО.
Механизм оценки эффективности программы: Тестирование и анкетирование педагогов по вопросам применения ИКТ и организации информационно-образовательного пространства в группе. Анализ реализации этапов программы. Мониторинг развития профессиональных ИК-компетенций
На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности педагогов, внедряется в практику полученный опыт работы. Содержание этапов программы
Этап
Срок
Содержание
I этап. Организационный
Цель: Создание методической системы сопровождения по формированию ИК-компетентности педагогов.
Сентябрь-ноябрь 2021г.
1. Анализ соответствия условий ДОО современным требованиям к информационно-образовательной среде.
2. Диагностика и анализ профессиональных проблем педагогов.
3. Разработка пакета документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в учреждении по формированию ИК-компетентности педагогов.
4. Разработка и утверждение плана-графика методического сопровождения по формированию у педагогов ИК-компетентности.
5. Пополнение фонда методических пособий и литературы по информационно-коммуникационным технологиям в образовании.
6. Оснащение учреждения средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, дидактическим оборудованием в
соответствии с направлением программы.
II этап. Деятельностный
Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной ИК-компетентности педагогов.
Декабрь 2021-март 2022
1. Обеспечение перехода методических материалов на электронный документооборот.
2. Формирование и закрепление на практике профессиональных знаний и умений педагогов, необходимых для ИК-компетентностей.
3.Обеспечение роста профес-сиональной компетентности воспитателей посредством проведения консультаций, семинаров, мастер-класса, конкурсов и др. мероприятий.
4. Вовлечение социальных партнеров и родителей в создание информационно-образовательной среды ДОО.
III этап. Обобщающий
Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у педагогов ИК-компетентности.
Апрель - май 2022
1. Подведение итогов работы по программе:
- анкетирование родителей,
-диагностирование воспитателей.
2. Анализ мониторинга.
3. Популяризация опыта работы перед педагогическим сообществом. План-график реализации программы I этап. Организационный

Мероприятия этапа
Ответственные
1.
Создание творческой группы по организации в ДОО мероприятий, направленных:
- на создание на сайте ДОО личных страниц педагогов;
-на совершенствование информационно-образова-тельной среды дошкольной организации;
-на формирование профессиональных ИК-компе-тенций педагогов.
старший воспитатель,
члены творческой группы,
наставники
2.
Разработка методических и диагностических заданий: «Формы работы с детьми на основе ИКТ», «Проектирование развивающей информационно-образовательной среды в группе» и др.
Педагог-наставник
3.
Разработка методических и дидактических материалов для педагогов:
- буклет «Требования к ИКТ-компетентности педагога ДОО, предъявляемые в профессиональном стандарте педагога и в ФГОС дошкольного образования»;
- интерактивные игры для педагогов: «Цифровая копилка», «Интернет-опрос», «Воспитатель-программист».
Педагог-наставник
4.
Проведение мониторинга образовательных потребностей и профессиональных дефицитов педагогов по формированию ИК-компетентности (диагностические наблюдения, контрольные срезы, тесты).
Педагог-наставник
II этап. Деятельностный

Мероприятия этапа
Ответственные
1.
Проведение консультаций-презентаций:
- «Использование ИКТ в проектировании и реализации образовательного процесса в ДОО»;
Педагог-наставник
- «Планирование образовательного процесса с использованием ИКТ: применение электронных таблиц».
2.
Проведение практических занятий по освоению ИКТ:
- работа с программой Microsoft Word (форматирование текста, работа со списками, с таблицами, с изображениями);
- знакомство с сетевыми сообществами специалистов системы образования;
- создание списка ресурсов, полезных в работе;
- разработка интерактивных презентаций с помощью программы Microsoft PowerPoint;
- создание текстовых слайдов, слайдов с таблицей, с изображениями, анимацией;
- освоение компьютерных программ Adobe Photoshop, Pinnacle Video Spin;
- разработка простейших компьютерных игр для детей.
Педагог-наставник
3.
Проведение семинара-практикума: «Организация дистанционной формы сотрудничества педагогов ДОО с родителями и социальными институтами».
Повестка семинара-практикума:
1. Разработка содержания и форм дистанционного общения с родителями и сетевыми партнерами (консультирование в подборе компьютерных развивающих и обучающих игр, программных продуктов для детей разных возрастных групп, общение в социальных сетях, Скайпе, проведение видеоконференций).
2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения посредством информационных ресурсов.
Ст. воспитатель,
Педгог-наставник
3. Создание электронной библиотеки для родителей по всем направлениям развития детей.
4.
Проведение мини -педагогического совета «Обновление содержания образовательного процесса посредством ИК-технологий»
Педагог-наставник
5.
Организация взаимодействия с социальными партнерами:
1. Проведение совместных образовательных и досуговых мероприятий (по плану взаимодействия с социальными партнерами).
2. Совместная организация развивающей информационно-образовательной среды для дошкольников
Заведующий,
ст. воспитатель,
педагог-наставник,
воспитатели III этап. Обобщающий

Мероприятия этапа
Ответственные
1.
Отслеживание результатов программы и соотнесение полученных результатов с планируемыми.
Педагог-наставник
2.
Представление опыта в форме:
- аналитического отчета «Организация развивающего информационно-образовательного пространства в ДОО»;
- презентации «Применение цифровых продуктов при работе с детьми дошкольного возраста»;
- публикации «Повышение качества образования посредством внедрения и рационального использования ИКТ в образовательном процессе»;
Педагог-наставник
Литература: Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny . Дерновский, И. Д. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие / И. Д. Дерновский. — М. : Академия, 2004. — 352 с. Иванова Е.В. «Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ» // Старший воспитатель, - № 12, 2009. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15. Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010. Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование, - № 6, 2012. Википедия свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. // https://clck.ru/ehZZb . (Дата обращения: 24.02.2022). Ельцова О., Терехова А. Пять направлений наставничества в детском саду. Положение и план на 2020/21 учебный год.// Справочник старшего воспитателя. 2020. № 10. URL: https://e.stvospitatel.ru/843667 . (Дата обращения: 22.02.2022). Мигунова Е.В., Жигалик М.А., Аверкин В.Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов [Электронный ресурс]// Научная электронная библиотека
«КиберЛенинка». URL:https://cyberleninka.ru/article/n/reversivnoe-nastavnichestvo-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih-pedagogov/viewer . (Датаобращения:31.03.2022). Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях. Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. - 153 с. Профстандарт: Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. // Справочник кодов общероссийских классификаторов КЛАССИНФОРМ.РУ. URL:https://classinform.ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitatel-uchitel.html .