МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД №33" ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Мелкая моторика рук

Развиваем мелкую моторику руки

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Что же такое мелкая моторика ?

Это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Как развитие мелкой моторики и развитие речи связаны между собой ?

А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

На что еще влияет развитие мелкой моторики руки?

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Основные виды развития мелкой моторики рук

1.Графические упражнения

Задание "Штриховка"

Задание "Обведи рисунок"

Задание "Соедини по точкам"

Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги. Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание "Дорисуй картинку"

Задание "Нарисуй такую же картинку"

Задание "Графический диктант"

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка. Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок. Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными.

2. Пальчиковая гимнастика

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.) Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игра "Моя семья"

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

(поочередное сгибание пальцев, начиная с большого пальца.)

Игра "Лошадки"

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок.

(Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения ).

А еще можно :

  • - разминать пальцами пластилин, глину;
  • - нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку ;
  • - играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  • - играть с песком, водой;
  • - резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок);
  • - рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью)

Пособия для родителей, которые помогут развивать мелкую моторику руки у ребенка

  • 1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. "Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать"
  • 2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. "Развиваем мелкую моторику руки у детей 3-4 лет"
  • 3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.
  • "Развиваем мелкую моторику руки у детей 5-6 лет"

Пальчиковые игры Вы можете найти на сайте для заботливых пап и мам:

"Умные детки"