МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД №33" ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Игры для детей на обогащение словарного запаса

Игры для детей на обогащение словарного запаса

В эту группу игр включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот»

Цель игры — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей). Взрослый кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий - узкий

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Взрослый кидает мяч ребенку, называет словосочетание, а ребенок бросает мяч обратно и называет пропущенное слово, т.е. заканчивает фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Игра «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика (девочки) сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-признаку как можно больше слов-предметов и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...

Красное — платье, яблоко, знамя, ...

Аналогично можно играть со словами - действиями, наречиями

Взрослый:- Что умеет делать кошка?

Ребенок: -Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться

Взрослый: -Что делает ветер?

Ребенок:- Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт.

Взрослый:- Как мчится волк за своей добычей?

Ребенок:- Быстро, стремительно.

Взрослый: -Как передвигается черепаха?

Ребенок: -Медленно, спокойно, плавно.