Игры для детей на обогащение словарного запаса
Игры для детей на обогащение словарного запаса
В эту группу игр включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игра «Наоборот»
Цель игры — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей). Взрослый кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый - ленивый
тяжелый - легкий
трусливый - храбрый
твердый - мягкий
светлый - темный
длинный - короткий
высокий - низкий
острый - тупой
горячий - холодный
больной - здоровый
широкий - узкий
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Взрослый кидает мяч ребенку, называет словосочетание, а ребенок бросает мяч обратно и называет пропущенное слово, т.е. заканчивает фразу.
Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лед ...
Река широкая, а ручей ...
Камень тяжелый, а пух ...
Игра «Скажи по-другому»
Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика (девочки) сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолет сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течет, струится).
Мальчик бежит (мчится, несется).
Игра «Какой предмет?»
Цель — развитие умения подбирать к слову-признаку как можно больше слов-предметов и правильно их согласовывать.
Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...
Красное — платье, яблоко, знамя, ...
Аналогично можно играть со словами - действиями, наречиями
Взрослый:- Что умеет делать кошка?
Ребенок: -Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться
Взрослый: -Что делает ветер?
Ребенок:- Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт.
Взрослый:- Как мчится волк за своей добычей?
Ребенок:- Быстро, стремительно.
Взрослый: -Как передвигается черепаха?
Ребенок: -Медленно, спокойно, плавно.